В.Разисом Книга "Ищу себя"

(с) ЗАО Издательский дом "Питер", 2003



Глава 2. Знать и совершенствовать себя  

«Сильнее всех – владеющий собой»

«Век живи — век учись тому, как следует жить».

Сенека

Посмотрите внимательно на играющих детей. Уже в трех -пятилетнем возрасте они ведут себя по-разному. По-разному огорчаются, радуются, реагируют на ошибки, решают свои детские задачки. Подростки уже сознательно ищут свою индивидуальность в мыслях и поступках. Они похожи внешне, им необходима поддержка сверстников. Но в подростковый период человек строит свою индивидуальность и неповторимость.

Взрослые уже кажутся похожими в поведении, одежде, взглядах и «нотациях». Это похожесть необходима, потому что мы взаимодействуем с другими людьми. Есть общие правила, законы, моральные ограничения и запреты. Легче и успешнее жить с другими людьми, если ведешь себя с учетом традиций, привычек, неписанных правил.

В поведении мы похожи. Но каждый из нас неповторим и не похож в интересах, эмоциях, по отношению к людям и жизни.

Для познания и совершенствования себя следует четко различать внешнее поведение внутренний мир человека. Часто ошибаются те, кто по описанию действий другого судит о мотивах или даже о морали человека.

За многовековую практику пресечения преступления разные народы и сообщества пришли к важному выводу. Чтобы определить вину преступника, необходимо знать: «Почему?» «Зачем человек это сделал?» Мы уже говорили об этом, что в основе поступка, действия лежит потребность, которая являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий. А мотив определяет,  как надо поступать, что делать для удовлетворения этой потребности. Потребность – это нужда, мотив – это средство, метод.

Например, чтобы вкусно и сытно поесть следует заработать деньги. Купить на них еду и утолить голод. Так поступает большинство. Вор не хочет работать (не приучен или не воспитан), поэтому он  берет без спросу, точнее говоря ворует у других деньги и покупает за чужой счет еду и кушает досыта. В обоих случаях результат один. Но пути достижения разные. Разные моральные ориентиры.

Выбор средств и методов достижения поставленных целей определяют, регулируют моральные и житейские принципы каждого человека. Часто мерилом правильности поступка является совесть. И это не иллюзорное представление. Это сильнейшее средство самоконтроля, личной морали. «Потерять совесть» - это, значит, стать беспомощным и зависимым человеком.

Узнать себя – это, значит, увидеть, понять, что для Вас ценно и достойно в жизни. И что Вы отвергаете в своих действиях, поведении. Что не воспринимает как нормальное Ваша душа и совесть. Психологи придают большое значение  еще не совершенным поступкам и действиям, а намерениям и мыслям о будущей активности. Во многих религиях есть запреты на мысли, желания о неправильном, скверном, «грешном». История знает случаи, когда фантазии и размышления о преступном и неблаговидном желании, намерении могут привести к осуждению и наказанию. С другой стороны благие намерения и устремления помогаю достигать человеку невиданных высот в развитии и пользе людям.

Мы должны четко различать мысли, желания и реальные действия, поступки. Сказанное вслух и записанное мы должны понимать как действие. А если при этом кто-то из других людей это услышал или прочитал, то слова могут влиять на другого человека. Впрочем, гримаса, рожица или улыбка, сияющие глаза, обращенные к другому, другим могут воздействовать сильнее слов. В 5-ом веке до нашей эры Конфуций написал: «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни»

Словом можно обрадовать, исправить, вылечить или  «убить», подавить, перечеркнуть жизнь другого человека. Словом необходимо и возможно изменить самого себя.  

Изменить, совершенствовать себя – это уметь вести себя в соответствии со своими ценностями, потребностями и желаниями. Слышать свои ощущения. Доверять своим эмоциям и интуиции. Быть естественным в поведении и поступках с другими людьми. И в первую очередь быть в гармонии с самим собой.

Самоконтроль, самопознание, саморазвитие – это искусство, и часто единственное средство изменить свою жизнь к лучшему, помочь в этом другим людям.

Но чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать. Нельзя научиться ездить на двухколесном велосипеде теоретически, даже назубок выучив инструкцию. Чтобы быть полезным человеком, следует совершать действительно необходимые поступки. Преступником не рождаются, а становятся через действия и поступки. Добрый человек каждым своим действием укрепляет в людях знание и веру  в это качество.

Начало страницы

Главная страница

Copyright © 2002 - 2003  by Vladimir Razisom, Russia
Last modified: 16 октября 2003 г.

Hosted by uCoz