В.Разисом Книга "Ищу себя" (с) ЗАО Издательский дом "Питер", 2003 |
||
Глава
2.
Знать
и
совершенствовать
себя «Сильнее всех – владеющий собой» «Век живи — век учись тому, как следует жить». Сенека Посмотрите
внимательно
на играющих
детей. Уже в
трех -пятилетнем
возрасте
они ведут
себя по-разному.
По-разному
огорчаются,
радуются,
реагируют
на ошибки,
решают свои
детские
задачки.
Подростки
уже
сознательно
ищут свою
индивидуальность
в мыслях и
поступках.
Они похожи
внешне, им
необходима
поддержка
сверстников.
Но в
подростковый
период
человек
строит свою
индивидуальность
и
неповторимость. Взрослые
уже кажутся
похожими в
поведении,
одежде,
взглядах и «нотациях».
Это
похожесть
необходима,
потому что
мы
взаимодействуем
с другими
людьми. Есть
общие
правила,
законы,
моральные
ограничения
и запреты.
Легче и
успешнее
жить с
другими
людьми, если
ведешь себя
с учетом
традиций,
привычек,
неписанных
правил. В
поведении
мы похожи. Но
каждый из
нас
неповторим
и не похож в
интересах,
эмоциях, по
отношению к
людям и
жизни. Для
познания и
совершенствования
себя
следует
четко
различать
внешнее
поведение
внутренний
мир
человека.
Часто
ошибаются
те, кто по
описанию
действий
другого
судит о
мотивах или
даже о
морали
человека. За
многовековую
практику
пресечения
преступления
разные
народы и
сообщества
пришли к
важному
выводу.
Чтобы
определить
вину
преступника,
необходимо
знать: «Почему?»
«Зачем
человек это
сделал?» Мы
уже
говорили об
этом, что в
основе
поступка,
действия
лежит
потребность,
которая являются
источником
активности
человека,
причиной
его
целенаправленных
действий. А
мотив
определяет,
как надо
поступать,
что делать
для
удовлетворения
этой
потребности.
Потребность
– это нужда,
мотив – это
средство,
метод. Например,
чтобы
вкусно и
сытно
поесть
следует
заработать
деньги.
Купить на
них еду и
утолить
голод. Так
поступает
большинство.
Вор не хочет
работать (не
приучен или
не воспитан),
поэтому он
берет без
спросу,
точнее
говоря
ворует у
других
деньги и
покупает за
чужой счет
еду и кушает
досыта. В
обоих
случаях
результат
один. Но пути
достижения
разные.
Разные
моральные
ориентиры. Выбор
средств и
методов
достижения
поставленных
целей
определяют,
регулируют
моральные и
житейские
принципы
каждого
человека.
Часто
мерилом
правильности
поступка
является
совесть. И
это не
иллюзорное
представление.
Это
сильнейшее
средство
самоконтроля,
личной
морали. «Потерять
совесть» -
это, значит,
стать
беспомощным
и зависимым
человеком. Узнать
себя – это,
значит,
увидеть,
понять, что
для Вас
ценно и
достойно в
жизни. И что
Вы
отвергаете
в своих
действиях,
поведении.
Что не
воспринимает
как
нормальное
Ваша душа и
совесть.
Психологи
придают
большое
значение
еще не
совершенным
поступкам и
действиям, а
намерениям
и мыслям о
будущей
активности.
Во многих
религиях
есть
запреты на
мысли,
желания о
неправильном,
скверном, «грешном».
История
знает
случаи,
когда
фантазии и
размышления
о
преступном
и
неблаговидном
желании,
намерении
могут
привести к
осуждению и
наказанию. С
другой
стороны
благие
намерения и
устремления
помогаю
достигать
человеку
невиданных
высот в
развитии и
пользе
людям. Мы
должны
четко
различать
мысли,
желания и
реальные
действия,
поступки.
Сказанное
вслух и
записанное
мы должны
понимать
как
действие. А
если при
этом кто-то
из других
людей это
услышал или
прочитал, то
слова могут
влиять на
другого
человека.
Впрочем,
гримаса,
рожица или
улыбка,
сияющие
глаза,
обращенные
к другому,
другим
могут
воздействовать
сильнее
слов. В 5-ом
веке до
нашей эры
Конфуций
написал: «Будьте
строги к
себе и мягки
к другим. Так
вы оградите
себя от
людской
неприязни» Словом
можно
обрадовать,
исправить,
вылечить
или «убить»,
подавить,
перечеркнуть
жизнь
другого
человека.
Словом
необходимо
и возможно
изменить
самого себя.
Изменить,
совершенствовать
себя – это
уметь вести
себя в
соответствии
со своими
ценностями,
потребностями
и желаниями.
Слышать
свои
ощущения.
Доверять
своим
эмоциям и
интуиции.
Быть
естественным
в поведении
и поступках
с другими
людьми. И в
первую
очередь
быть в
гармонии с
самим собой. Самоконтроль,
самопознание,
саморазвитие
– это
искусство, и
часто
единственное
средство
изменить
свою жизнь к
лучшему,
помочь в
этом другим
людям. Но
чтобы
научиться
плавать,
надо по-настоящему
плавать.
Нельзя
научиться
ездить на
двухколесном
велосипеде
теоретически,
даже
назубок
выучив
инструкцию.
Чтобы быть
полезным
человеком,
следует
совершать
действительно
необходимые
поступки.
Преступником
не
рождаются, а
становятся
через
действия и
поступки.
Добрый
человек
каждым
своим
действием
укрепляет в
людях
знание и
веру в
это
качество. |
||
Главная страница | ||
Copyright © 2002 -
2003 by Vladimir
Razisom, Russia |